Работа клиники в праздники

«Уважаемые посетители, сообщаем Вам график работы ООО Клиника «ГАРАНТ» в праздничные дни.
01.11. Клиника работает с 9.00 до 15.00.
02.11; 03.11 и 04.11 медицинский центр не работает. Просим извинения за причиненные неудобства»

Задержка психомоторного развития у детей: Ранний старт – решающая победа

Интервью с детским неврологом.

Корреспондент: Доктор, тема задержки развития у детей очень волнует многих родителей. Давайте начнем с самого главного: что такое задержка психомоторного развития (ЗПМР) простыми словами? 

Детский невролог: Представьте себе, что развитие ребенка – это дорожная карта с определенными вехами. В норме малыши проходят эти этапы в примерно предсказуемые сроки: перевернулся, сел, пополз, пошел, сказал первое слово, построил фразу. Задержка психомоторного развития – это когда ребенок существенно отстает в прохождении этих ключевых вех от среднестастических норм. Важно понимать: это не диагноз, а симптом, который может говорить о самых разных состояниях.

К: Какие самые частые «звоночки», которые должны насторожить родителей? 

Д.н.: Их можно разделить на моторные и психические. 

  • Моторные: К 3 месяцам не держит уверенно головку. К 6-7 не переворачивается. К 8-9 не сидит самостоятельно. К 1,5 годам не ходит. Также сюда относится так называемая «асимметрия» – когда ребенок явно предпочитает одну ручку или ножку, а вторую использует мало.
  • Психические (когнитивные и речевые): К 4 месяцам нет «комплекса оживления» – реакции на маму. К 9 месяцам нет лепета, повторяющихся слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». К году ребенок не откликается на имя, не понимает простые просьбы («дай мячик»). К 1,5 годам нет простых слов, к 2-2,5 годам – нет фраз из двух слов. Тревожный знак – если после года угасают уже появившиеся навыки.

К: Что является причиной таких задержек? Это всегда что-то серьезное? 

Д.н.: Спектр причин огромен. И нет, далеко не всегда это что-то катастрофическое. Условно делим причины на несколько групп: 

  1. Перинатальные: Неблагоприятное течение беременности и родов – гипоксия (кислородное голодание), инфекции, недоношенность, родовые травмы.
  2. Биологические (органические): Генетические и хромосомные синдромы (например, синдром Дауна, Ретта), врожденные аномалии развития мозга, последствия перенесенных нейроинфекций (менингит, энцефалит), эпилепсия.
  3. Социально-педагогические: Это очень частая причина! Сюда относится недостаток внимания и общения с ребенком («педагогическая запущенность»), гиперопека, когда ребенку не дают ничего делать самому, дефицит новых впечатлений и игрушек.
  4. Другие: Нарушения слуха или зрения, тяжелые соматические заболевания, которые истощают организм.

К: Куда бежать родителям, если они заподозрили неладное? 

Д.н.: Алгоритм такой: 

  1. Педиатр. Начинаем всегда с него. Он оценит общее состояние здоровья, исключит анемию, проблемы с питанием.
  2. Детский невролог. Это ключевой специалист. Он проводит подробный осмотр, оценивает рефлексы, мышечный тонус, навыки.
  3. Дальнейшая диагностика. По назначению невролога может потребоваться ЭЭГ (электроэнцефалограмма), УЗИ головного мозга (нейросонография) через родничок, МРТ для более детальной картины.
  4. Смежные специалисты: Обязательна консультация детского психиатра (он специализируется именно на нарушениях развития), сурдолога (проверит слух), офтальмолога (зрение), врача-генетика при подозрении на синдром.

К: Можно ли нагнать упущенное? Расскажите о методах помощи. 

Д.н.: Не только можно, но и нужно! И здесь время – наш главный союзник. Мозг ребенка обладает колоссальной пластичностью, особенно в первые 3 года жизни. Чем раньше начата коррекция, тем лучше будет результат. 

Основные методы – это всегда комплексный подход: 

  • Медикаментозная терапия: Назначается неврологом строго по показаниям. Это могут быть препараты, улучшающие питание и метаболизм нервных клеток, сосудистые средства. Никаких «волшебных таблеток» не существует, лекарства – лишь часть помощи.
  • Массаж и ЛФК: Нормализуют мышечный тонус, укрепляют мышечный корсет, учат ребенка правильно двигаться.
  • Физиотерапия: Различные методы для стимуляции работы нервной системы.
  • Самое главное – занятия с коррекционными педагогами:
  • Логопед и дефектолог: Работают над речью, пониманием, познавательной деятельностью, используют методы сенсорной интеграции.
  • Психолог: Помогает скорректировать поведение, наладить контакт с ребенком, работает с семьей.

К: Что бы вы хотели донести до родителей как главное? 

Д.н.: Три золотых правила: 

  1. Не ждите, что «перерастет»! Если вас что-то тревожит в развитии вашего ребенка – не слушайте советов «подождать до 3-5 лет». Обращайтесь к специалисту сразу. Лучше перестраховаться и услышать, что все в норме, чем упустить драгоценное время.
  2. Вы – главные эксперты по своему ребенку и его главные «терапевты». Никакие занятия в центре не заменят ежедневного общения, игр, чтения книг и простого родительского внимания.
  3. Не вините себя. Чувство вины – плохой помощник. Причины задержек часто объективны и не зависят от родителей. Ваша задача – не искать виноватых, а собрать волю в кулак, найти хороших специалистов и начать регулярно заниматься. Любовь, терпение и раннее вмешательство творят настоящие чудеса.

Бардова М.Л. – детский невролог
*Цены, указанные на сайте, не являются публичной офертой. Стоимость услуг устанавливается и оплачивается согласно прейскуранту Клиники, действующему на момент оказания соответствующей услуги. С действующим прейскурантом Вы можете ознакомится на стойке регистратуры, у администратора или по телефону +7(831)430-61-39. Некоторые препараты, процедуры и услуги имеют противопоказания. Необходима консультация специалиста.
© 2025 Клиника Гарант. Все права защищены. Designed By AlexHammer